Основы объектно-ориентированного проектирования

Обнаружение и селекция


Чтобы что-то изобрести, нужны двое. Один находит варианты, другой отбирает, обнаруживает, что является важным в той массе, которую представил первый. В том, что мы называем гением, значительно меньшая доля от первого, чем от второго, отбирающего нужное из того, что разложено перед ним. Поль Валери (процитировано в [Hadamard 1945])

Помимо прямых уроков это обсуждение ведет к более тонким следствиям.

Простые уроки звучали неоднократно: не слишком полагаться на документ с требованиями, не доверять грамматическим критериям.

Менее очевидный урок вытекает из обзора ложных тревог. Суть его в том, что нужен не только критерий для поиска классов, но и критерий для отбраковки (rejecting) кандидатов. Концепция может показаться вначале обнадеживающей, а в результате анализа она отбраковывается. Примеров подобных ситуаций в данной книге предостаточно (см. лекцию 5).

В книгах по ОО-анализу и проектированию, которые мне довелось читать, довольно мало рассуждений по этому вопросу. Это удивительно, поскольку в практике консультирования ОО-проектов, особенно в командах новичков, я обнаруживал, что исключение плохих идей не менее важно, чем нахождение хороших.

Это может быть даже более важно. Как правило, идей по поводу классов (обычно предлагаемых в виде объектов) хватало с избытком. Проблемой было поставить плотину на пути этого потока. Хотя некоторые важные классы пропускались, значительное большее количество отвергалось по результатам анализа.

Так что следует расширить рамки названия, вынесенного в заголовок этой лекции. Термин "Как найти классы?" означает две вещи: поиск абстракций, подходящих на роль кандидатов в классы, и исключение из них неадекватных задаче нашей системы. Эти две задачи не следует рассматривать как последовательные, - они постоянно перемешиваются. Подобно садовнику, ОО-разработчик должен постоянно высаживать новые растения и выпалывать плохие.

Принцип Выявления класса

Выявление класса - это двойственный процесс: генерирование кандидатов, их отбраковка.

Остаток этой лекции посвящен изучению составляющих этого процесса.



Содержание раздела